Актуальность создания Ассоциации
Учителем стать легко, труднее им остаться
Социологическая повесть в цифрах
Учительские вакансии в среднем по стране составляют один процент от общего числа учителей, но в целом ряде регионов с кадрами довольно туго. Так, например, в нашей республике недостает около 170 - иностранных языков, 60 - информатики. Актуальны проблемы закрепляемости молодых специалистов (54% в нашей республике), старения педагогического состава. Свыше 350 учителей разных специальностей не хватает в Туве, 310 - в Иркутской области, около 700 - в Приморском крае.
С другой стороны, по оценкам специалистов, по ряду специальностей в ближайшие годы возможно перепроизводство кадров. Еще одна проблема - начинающийся фактически уже со студенческой скамьи отток несостоявшихся учителей в другие сферы народного хозяйства, обусловленная, кстати, не только экономическими причинами. Что же заставляет нынешнюю молодежь выбирать учительскую стезю, а в дальнейшем покидать школу?
Причины:
1. недостаточная мотивация на работу в школе;
2. вынужденно большая нагрузка при слабой методической и технической оснащенности учебно-воспитательного процесса;
3. недостаточная методическая поддержка
4. высокие требования, как со стороны администрации, так и со стороны общества
5. отсутствие, часто и в перспективе, жилья;
6. неудовлетворенность уровнем заработной платы.
В современных условиях социально-экономических трудностей, конкуренции на рынке труда, смена идеалов и одновременно возрастающих противоречий между сверхнормативными ожиданием его труда, проблема профессиональной адаптации молодого учителя является весьма актуальной.
Учитель - администрация
В аспекте позитивного профессионального развития учителя одну из главных ролей в идеале должна играть администрация школы. На деле получается другое: директор, завуч больше проверяют молодого учителя, чем способствуют оказанию им помощи в работе. А они должны, прежде всего, понимать, что личность молодого учителя играет ведущую роль, и нужно помогать личности развиться, раскрыть свои способности и возможности и идти далее и далее по этому пути. Адаптивными возможностями обладает тот молодой учитель, который имеет наиболее широкое «мотивационное поле», обладает широким кругом интересов, высоким уровнем не только профессионального, но и общего развития личности. В свою очередь адаптация – не только социальное приспособление, и не столько это, а гораздо более - развитие личности, активное отношение субъекта к социальной ситуации. Следовательно, творческий подход к педагогической деятельности, индивидуальное своеобразие педагога создает существенные предпосылки для достижения профессионального успеха, формирует для молодого специалиста позитивное отношение к педагогическому труду. Итак, в идеале администрация должна направлять свои действия на развитие творческого потенциала личности, который сочетает общее и профессиональное развитие педагога, включающее эмоциональную устойчивость, коммуникативное, волевое и интеллектуальное начало.
Представители администрации должны помнить, что у молодого специалиста труд не является ценностью сам по себе, а средством удовлетворения потребностей. С этой целью в школе, районе, городе необходимо создание условий развития начинающего педагога, среди которых, думается, не последнее место должны иметь следующие моменты:
1. Создание школы молодого учителя, где он мог бы найти ответы на возникающие вопросы.
2. Проведение семинаров с активным участием молодого учителя.
3. Организация недели молодого учителя.
4. Создание условий для освоения новых технологий.
5. Забота о достижении определенного уровня благосостояния молодого педагога