Доклад "Деловая женщина"  

Уральская основная общеобразовательная школа







Доклад на тему:

« Имидж женщины – руководителя:
деловитость, помноженная на обаяние.»







Исхакова Нурия Гамбаровна,
директор Уральской основной
общеобразовательной школы
Ютазинского района РТ

2006 г.



“Деловая женщина”-словосочетание устойчивое. В отличие от него “деловой мужчина”-всего-навсего существительное с определением, которое легко отделяется. Таким образом, гендерные проблемы, то есть вопросы пола, связанные с социальными ролями мужчины и женщины, зафиксированы у нас даже на уровне языка. Из чего же складывается наше представление о деловой женщине?

Особенности женского стиля руководства.

Этот феномен описывают, исследуют, по его поводу негодуют и восхищаются.Деловая женщина многолика. То она предстает успешной бизнес-леди с глянцевой обложки. То это жена и мать с чувством вины перед близкими, страдающими от дефицита ее внимания к ним. То человек, скрывающий свои неудачи в личной жизни. А то и сытая амбициозная дамочка, играющая в дело. Или даже зацикленный на профессии “синий чулок” с “мужскими мозгами”.
Отдавая должное усилиям и профессионализму людей, оформляющим внешность деловых женщин, давайте заглянем в проблему глубже.Попробуем понять, что стоит за имиджем как “визуальной привлекательностью личности”. В соответствии с этим определением В.М. Шепеля имидж не физическая красота, а особое обаяние, достигаемое за счет высвечивания достоинств личности.
Женщина в предпринимательстве и управлении. Эта тема уже давно дискутируется на международном уровне и служит основанием для научных исследований.На русском языке женщину называют предпринимателем, бизнесменом, руководителем- грамматическая категория женского рода при этом не используется. Видимо, потому, что половой специфики в такой деятельности не различают. Но зато говорят о разных стилях деятельности-мужском и женском. Значит, чтобы быть успешными в деле, и мужчинам, и женщинам следует использовать те природные ресурсы или преимущества, которые присущи их полу.Специалистами по гендеру( по проблемам “социального “ пола) справедливо подмечено следующее.Женский стиль- это скорее ориентация на человека, нежели на процесс; акцент на преобразование, нежели на результат; опора на убеждение и вдохновление, нежели на приказы и команды; стремление гармонизировать и интегрировать деятельность, нежели специфировать ее.Женщине в большей мере свойственны дипломатичность и мягкость, а мужчине-категоричность.Социальная направленность внутрикорпоративных отношений-одна из серьезных проблем в развитии нынешних организаций, и на нее с большей готовностью отреагирует женщина , а не мужчина.Недаром идея толерантности, провозглашенная сегодня международной нормой поведения, культурно и исторически исходит от женщины. Таким образом, кроме того, что по своей профессиональной компетентности женщина нередко оказывается на уровне с мужчиной, она еще обладает и преимуществами, которыми обязана своей особой природе.
Однако в женском стиле управления есть и слабые стороны.Женские представления о будущем и ожидания от него часто излишне конкретны и лишены стратегических посылов. В них нет понимания того, что результат будет несколько иным, нежели планируется. Женщина склонна придерживаться собственных взглядов, не прислушиваться к другим мнениям, не использовать их и при этом делиться со всеми желающими ее послушать. Сотрудничать она предпочитает с теми, кто не оппонирует ей и разделяет ее взгляды; для нее характерно видеть лишь то, что находится в поле ее зрения. Она любит идти привычным путем и обычно делает то, что “должна”, и очень старается , даже если это нерезультативно.

Имидж-достояние нравственное.

Обрести эффективный имидж невозможно не имея доверия людей, а оно в условиях организации связано с наличием у руководителя авторитета. А чтобы заработать его, надо, в первую очередь, следовать социально одобряемой норме. Деловая женщина порой вынуждена работать в условиях жесткой конкурентной борьбы, что вполне может привести к отчуждению между ней и коллективом. Поэтому ей важно хранить в себе нравственные образцы и постоянно следовать им-они формируют позитивную экологию души и фундамент привлекательного имиджа.
Многие деловые женщины сейчас выбирают андрогинный стиль руководства. Такой стиль предполагает соединение лучших качеств, присущих мужчине (решительность, твердость, уверенность в себе) и женщине (способность работать в команде, коммуникабельность, интуиция, умение сочувствовать), и дает прекрасный результат.Женщине при этом важно раскрыть в себе интеллектуальный, творческий, лидерский потенциал, соотносимый с мужским. Маскулинный(мужеподобный) тип в поведении деловой женщины на сегодня практически исчерпал себя. Многие избавились от заблуждения, что следование мужским нормам поведения обеспечивает успех. Если мы на деле и видим аналогичные образцы, то это, скорее всего, следствие элементарной некомпетентности женщины.

Храните индивидуальность.

Итак, выбор стиля управления организацией важен, ибо с него начинается формирование имиджа. На этом этапе необходимо определить личностные доминанты- те привлекательные качества личности,которые должны стать очевидными для других.Данное положение является ведущим принципом российской школы имиджелогии, и потому имиджмейкер рассматривается у нас как “личностный дизайнер”.В связи с этим утверждением хочется еще обратиться к В.Далю.Он понимал образ человека как облик, представляющий собой совокупность внешних характеристик, благодаря которым лучше просматривается личное достоинство.Технологический прием персонификации,широко используемый в отечественной имиджедогии, как раз и предполагает опору на имеющиеся качества личности и наработку новых, неоходимых для достижения поставленных целей.В этом процессе “сотворения” имиджа целенаправленно развиваются потенциально присущие данному человеку харизматические качества, требующиеся ему как эффективному руководителю.
Нельзя не сказать, что смена имиджа, как правило, обусловлена или внутренним дискомфортом и желанием измениться, или внешней ситуацией, связанной с самопрезентацией субъекта. Ситуативность имиджа неизбежна, главное-чтобы это ни в коем случае не приводило к подмене или нивелированию личности. Тогда имидж становится личиной. А это уже из сферы манипулятивных технологий.
Деловым женщинам , в отличие от мужчин, присуща эмоцианальная нестабильность, неуверенность в собственных силах. Поэтому для них особенно важна психологическая готовность войти в мир деловых отношений. Им требуется помощь, избавляющая от демонстрации излишней эмоциональности, чувсвительности, неуверенности, заниженной самооценки и комплекса вины-спутников многих деловых женщин. Словом, им нужен новый имидж. Не менее важно при этом сохранить в женщине индивидуальность- не нарушать ее природности, не подгонять ее деловой имидж под расхожие образы. Люди порой воспринимают имидж одного человека по ассоциации с индивидуальностью другого. По этой причине ассоциативность тоже используется как прием создания имиджа.Но, возможно, это не самый оптимальный путь: заменить собственный образ человека образом другого- известной, популярной личности. Хотя, прямо скажем, он и дает быстрый результат.


Умение общаться открывает двери.
Что еще входит в понятие имиджа деловой женщины? Прежде всего следует коснуться коммуникативной механики. Умение общаться открывает человеку многие двери. “За умение общаться я готов платить больше, чем за любой товар”,-говорил Рокфеллер.Индивидуальный стиль общения вырабатывается только на основе знания законов общения и умения красиво их применять. Для этого, в частности, надо разбираться в психологии и владеть актерским мастерством. По отношению к женщине уместно говорить о технологии очаровательного общения, использующего секреты шарма, обаяния. В учебниках для имиджмейкеров одно из определений привлекательного имиджа звучит так: умение “красиво наследить в памяти”. Действительно, красивых замечают, а обаятельных не забывают.
Кинетика и эстетика движения, или информативное телодвижение,- следующая составляющая имиджа. Женщина без “говорящего тела” неинтересны, а “выбалтывающие своим телом” секреты-неосторожны. Знать язык тела, жестов для деловой женщины важно не только с точки зрения имиджа. Это важно как инструмент ведения дела. Умение “читать”подсознание собеседника-делового партнера, отражающееся в жестах и движениях, дает такую информацию в переговорах, которая обеспечивает вам неоспоримое преимущество.
Нет особой надобности повторять, насколько важно умение красиво говорить.Излагать мысли логично, толково, правильно могут многие. Говорить красиво, очаровывать мелодией, интонациями своего голоса умеют немногие.Еще меньше тех, кто обладает особым даром убеждать, привлекая людей на свою сторону. Тот, у кого есть этот Божий дар, наделен речевой харизмой. Такие личности всегда успешны и популярны.Еще древнеримский философ и оратор Квинтилиан писал:”Мы слушаем не речь, а человека, который говорит.”Владение словом возвышает над людьми, наделяет имидж эффектом, который на языке имиджмейкеров называется обольщением словом. Вот почему деловой женщине необходимы паралингвистические умения:поставленный голос, его выразительный тембр, мелодичность, умение интонировать речь. По оценкам специалистов, почти половина успеха самопрезентации человека зависит именно от этих навыков. В речевом контакте происходит также социально-культурное портретирование. Не умеющему говорить карьеры не сделать. Даже талантливые или опытные ораторы периодически обращаются к услугам специалистов. Маргарет Тэтчер, например, трижды за свою политическую карьеру проходила курсы ораторского мастерства.

Не доминируйте над мужчинами.

Значение этикета, этических норм в жизни делового человека трудно переоценить. Когда соблюдаются правила хорошего тона, имидж начинает восприниматься как личное обаяние. Хорошие манеры – это скромные манеры. Обладание ими делает человека приятным и создает ему хорошую репутацию. Для женщины-руководителя действительны все общепринятые правила общения. Однако ей, к примеру, не рекомендуется доминировать в переговорах и даже просто в общении с мужчиной, разговаривать с ним “ как мужчина с мужчиной”. Соблюдая это,она может претендовать на больший успех.
Есть и ещё одно, казалось бы, незначительное слагаемое – фейсбилдинг (англ.), или “строительство лица”. Этот инструмент создания имиджа формирует визуальный эффект и понимается, прежде всего, как постановка мимики, улыбки, взгляда, посадка головы, уход за кожей и волосами, прическа и макияж. Деловые женщины, недооценивающие этот ресурс, опасно заблуждаются.

Платья и люди влияют друг на друга.

Когда и что носить? Как подобрать оптимальную цветовую гамму? Какими аксессуарами подчеркнуть неочевидные достоинства?И самое главное – как носить одежду? Вопросы не праздные. “ В новой одежде человек становится иным, хотя сразу это не заметно, - писал Ремарк. – Тот, кто по-настоящему умеет носить платья, воспринимает что-то от них: как ни странно, платья и люди влияют друг на друга, и это не имеет ничего общего с грубым переодеванием на маскараде”.
Деловой костюм женщины за последнее время не претерпел значительных изменений. В его основе лежит классический стиль: юбка, жакет, светлая однотонная блузка, цвета которых выбраны в соответствии с природным колоритом; туфли с закрытой пяткой на невысоком каблуке, аккуратная прическа, дневной (!) макияж, ухоженные руки. Романтический или драматический стиль в чистом виде категорически не рекомендуется в деловой обстановке – возможны лишь их элементы в сочетании с классикой, что специалисты называют диффузией стилей. Влияние романтического стиля выражается в том, что может быть более декорированной, в дизайне одежды могут присутствовать женственные детали, а в её украшении – дорогие аксессуары, привносящие нюансы “буржуазной роскоши”. Женственная тенденция усиливается “расслабленостью”,которая влечет за счет интеграции классического стиля и стиля”кэжуэл” (естественный, непринужденный). Толерантность как признанная общественная норма все более проявляется в этикете делового костюма, допуская в нем отступления. Но ровно настолько, чтобы прежде не потерять собственного достоинства, неуважения со стороны других и обеспечить окружающим комфорт. Визуальный образ женщины руководителя должен оправдывать ожидания тех, с кем она работает.
Ко всему сказанному можно добавить, что женщина, несмотря на многообразие выбора, обилие предложений и собственное желание стать успешной, должна быть разборчива в средствах самовыражения. Без знания профессионального подхода и чувства меры ей не обойтись.


Власть обаяния.
Когда мы имеем дело с таким явлением, как успех деловой женщины, то постоянно говорим и слышим, что она “смогла”, “преодолела”, “нашла возможности”, “подобрала и организовала людей”. Иными словами, речь обычно идет о её профессиональной компетентности и деловых качествах. Вопрос о каком-либо особом её ресурсе всегда есть точный ответ, характеризующий нашу героиню, - обаяние: “... это когда тебе говорят “да”, при том, что ты ничего не просишь”, - заметил Альбер Камю. Обаяние проявляется как впечатление от человека, которое он произвел на окружающих.
В базовой технологии самопрезентации определены этапы, ступени восхождения к обаянию.
Во-первых, это привлекательность – приятность для восприятия, чаще всего визуального. Она возникает при пассивном восприятии и не требует активного взаимодействия. Но эффект заключается в том, что глаз как бы “прилипает” к привлекательному образу. Иногда привлекательность путают с красотой – эталонным феноменом. Но красота и обаяние – разные понятия. В красоте содержится оценочный момент, сравнение с общепринятой культурной нормой. Обаяние – явление чисто эмоциональное.
Следующая ступень – симпатичность для окружающих. Для возникновения симпатии недостаточно визуальных эффектов. Симпатия – это эмоциональная привязанность, которая складывается при эмпатическом общении в процессе речевого контакта, при внимании к индивидуальности, деятельностной коммуникации с человеком. На симпатии строится психологическая совместимость.
И, наконец, высшая ступень обаяния – флюидность, или умение светиться людям. С этим эффектом знаком каждый: с некоторыми людьми вам светло и приятно, даже если они ничего специально для этого не делают. Таких людей мы рассматриваем как конструкт – не детализируем их внешность, не запоминаем в подробностях. Это связано с тем, что можно назвать неуловимостью. “Неуловимое свойство, которое мы


на главную
новости

Хостинг от uCoz